Жил человек рассеянный… Что означает гибкость внимания


Жил человек рассеянный... Что означает гибкость внимания

Практически все дети и взрослые знают
замечательное стихотворение С. Я. Маршака. Но не все знают, что одним из
прототипов чудаковатого героя был сам автор.

Вспоминая о визите Маршака в Италию, его коллега
пишет: «…Наш дорогой Маршак уронил свои очки, потом наступил на них и
раздавил – вот ужас: запасных очков не оказалось. Таких историй было
много: вечно что-нибудь забывалось, терялось и так далее. Принимая во
внимание римскую жару, сирокко и все дополнительные хлопоты, которые
возникали из-за рассеянности Самуила Яковлевича, мы иногда пробовали
читать ему нотации. Ничего не помогало, приходилось принимать его таким,
каким он был. Тем более что он был очарователен».

Другим прообразом Рассеянного для Маршака
послужил авторитетный ученый в области химии и физики, профессор И.А.
Каблуков. Перед посадкой в трамвай он действительно снимал галоши. Когда
хотел произнести фразу «колба лопнула, и кусочек стекла попал в глаз», у
него вылетало: «Лопа колбнула, и кусочек глаза попал в стекло».

Еще одним ученым, славившимся своей рассеянностью, был Исаак Ньютон.
Однажды его застали на кухне в тот момент, когда он держал в ладони
куриное яйцо и внимательно его изучал. Рядом в кастрюльке кипела вода. И
это бы полбеды – но, пока Ньютон удовлетворял свое любопытство по
отношению к яйцу, в кастрюльке печально варились карманные часы. Сэр
Исаак вполне мог, отправившись обедать, спокойно пройти мимо столовой,
выйти на улицу и только там вспомнить, куда направлялся. Ну, а на
обратном пути забывал о своей цели опять и поднимался в комнату наверху.

Другой
пример рассеянности – ученый-географ Жак Паганель, роль которого в
замечательном советском фильме «Дети капитана Гранта» блестяще сыграл
Николай Черкасов. По рассеянности
Паганель выучил вместо испанского португальский язык. По ошибке
попадает на принадлежащую лорду Гленарвану яхту «Дункан». В результате
описки Паганеля в письме спасена жизнь всего отряда. Весь сюжет
развивается на основе оплошностей и невнимательности Паганеля.

Гоголевская
героиня из «Ивана Федоровича Шпоньки…» отличается несколько другим
видом рассеянности. Василиса Кашпаровна хочет женить Шпоньку и мечтает о
внуках. «Часто, делая какое-нибудь пирожное, которое вообще она никогда
не доверяла кухарке, она, позабывшись и воображая, что возле нее стоит
маленький внучек, просящий пирога, рассеянно протягивала к нему руку с
лучшим куском, а дворовая собака, пользуясь этим, схватывала лакомый
кусок и своим громким чавканьем выводила ее из задумчивости, за что и
бывала всегда бита кочергою».

Из более современной литературы, из
Улицкой, другой пример. «Павел Алексеевич… просто слонялся по
квартире, натыкаясь то и дело на маленькие записочки, которые его жена
Елена писала самой себе. Трогательные записочки, начинавшиеся всегда
одними и теми же словами: не забыть…
А дальше шло – купить яблоки, сдать белье в прачечную, отдать в починку
сумку… Забавно было, что записочек этих было много, и написано было
все одно и тоже – яблоки, прачечная, починка…»

И в нашей
обыденной жизни мы часто страдаем от невнимательности. Из-за нее мы
забываем сделать важные звонки, поздравить близкого человека с днем
рожденья, выполнить обещание, заскочить по дороге в магазин, купить все
до одного необходимые продукты, забрать ребенка из детского сада,
зарядить вовремя мобильник… Мы теряем ключи, кошельки, зонтики и
мобильники, попадаем в ДТП, опаздываем, пропускаем совещание… Из-за
рассеянности мы долго собираемся в школу или на работу, пытаясь найти
все необходимое и ничего не забыть, теряем мысль на полуслове,
отвлекаемся от дел на работе, хронически не успеваем, у нас подгорает
яичница, засыхают комнатные цветы…

В российском, особенно в
советском общественном сознании несобранность не считалась серьезным
грехом. Однако в современной России ситуация другая: организованность и
пунктуальность являются естественно ожидаемыми и необходимыми качествами
каждого ответственного взрослого человека.

Почему
же одни люди легко организуют свои занятия и работу, быстро включаются в
дело, всюду успевают, адекватно реагируют на происходящее вокруг,
ничего не забывают, а другие – наоборот: долго раскачиваются и
откладывают начало, то и дело отвлекаются, постоянно допускают глупые
ошибки, всюду опаздывают, не помнят, где лежит то, что положили 5 минут
назад, а тем более вчера??

Основными свойствами внимания человека является его устойчивость, то есть время, в течение которого человек удерживает поставленную задачу в фокусе своего внимания, а также переключаемость,
которая заключается в способности быстро и осмысленно перемещать фокус
внимания с одного предмета или задачи на другой. Способность к
переключению означает гибкость внимания – весьма важное и часто очень нужное качество.

Так,
считается, что великий римский император Гай Юлий Цезарь мог
одновременно читать, писать и слушать доклады, не прерывая при этом
неспешной беседы со своим секретарем. На самом деле его особый дар
заключался в способности очень быстро и адекватно перемещать фокус
внимания с одного процесса на другой.

Такие выдающиеся люди
встречаются нечасто. Гораздо типичнее ситуации, в которых люди хорошо
справляются с каким-нибудь одним делом, максимум – с двумя, но качество
работы со вторым заметно страдает. И тем не менее внимание как
способность сосредотачиваться на выполнении задач в отведенное для этого
время – хорошо тренируемое качество! И положительный эффект от этой
тренировки обеспечен в любом возрасте.

Жил человек рассеянный... Что означает гибкость внимания

«Сел он утром на кровать, Стал рубашку
надевать, В рукава просунул руки – Оказалось, это брюки…» Ну что ж, с
кем не бывает? Ведь многие люди попадают впросак из-за своей
невнимательности.

В легком случае – это кипяток, налитый вместо
заварочного чайника в сахарницу, в другом – это неправильный аэропорт,
куда мы приезжаем по инерции, чтоб отправиться в отпуск, не удосужившись
прочитать информацию на билете. Рассказывают, что однажды телефонный
террорист по рассеянности представился своим настоящим именем.

Основными
свойствами внимательного человека является его способность
сосредотачиваться на предмете деятельности и удерживать в течение
определенного времени поставленную задачу в фокусе своего сознания.

Хорошо развитое внимание
позволяет быстро анализировать поставленную задачу, адекватно
улавливать ее суть, легко ориентироваться в ситуации в зависимости от
изменяющихся условий, видеть важное, учитывать нюансы, быть
предусмотрительным, помнить о том, что сделано, достаточно
продолжительное время. Невнимание, случающееся практически со всеми
людьми, может проявляться в скольжении по поверхности задачи, блуждании
фокуса внимания, отвлекаемости на посторонние вещи, попадании врасплох,
забывчивости.

Рассеянность, часто понимаемая как разновидность невнимательности, бывает трех видов.

Первый – это неумение концентрировать внимание и выполнить какое-то дело из-за поверхностности внимания и высокой отвлекаемости.
Яркий пример тому – Хлестаков из «Ревизора» Гоголя: «Он не в состоянии
остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли». Его внимание в
каждый момент направлено на то, что оказалось перед его глазами или
случайно пришло ему на память, и с лёгкостью, действительно
необыкновенной, перескакивает с одного предмета на другой. Такая
поверхностность типична и естественна для детей. А похожие на них
взрослые страдают от трудностей в организации работы и быта, ощущения
своей неуспешности или необходимости прикладывать особые усилия, чтоб
вписываться в общепринятые рамки и ожидания.

Причинами
этого вида рассеянности бывают: естественная возрастная незрелость
нервной системы, характерная для малышей, или незрелость нервной системы
более взрослых людей в силу индивидуальных особенностей развития и
заболеваний, к которым относятся, увы, довольно распространенные
минимальная мозговая дисфункция и синдром дефицита внимания. Еще одна
причина – недовольство, неосознанное нежелание, сопротивление работе или
учебе по психологическим причинам. Такое нежелание будто уводит наше
внимание и силы от поставленной задачи, разными способами саботируя ее
выполнение.

Кроме этого, источником рассеянности бывает фантазийный склад мышления, или склонность к витанию в облаках (подобно гоголевской Василисе Кашпаровне), а также просто отсутствие соответствующей привычки прилагать волевое усилие,
чтоб удерживать фокус внимания на деле, пока оно не закончено.
Наблюдается такое при отсутствии тренировки, положительного примера в
семье и правильной организации учебы в школе.

Второй вид рассеянности называют «профессорской»,
и к нему, конечно, относится рассеянность Маршака, Ньютона, Каблукова и
Паганеля. Их якобы невнимательность является, наоборот, выражением
максимальной собранности и сосредоточенности; но только сосредоточены
они на основном предмете своих мыслей. Поэтому при столкновении с рядом
житейских мелочей они оказываются в том смешном положении, которое
живописуют анекдоты. Их проблема – в слабой переключаемости внимания. В
отличие от римского императора Юлия Цезаря, который мог одновременно
читать, писать и слушать доклады, быстро перемещая фокус внимания с
одного процесса на другой, многие люди науки и искусства отличаются
негибкостью внимания.

Причем эта особенность внимания ситуативно
встречается и у нас, среди абсолютно обычного населения. Часто она
присуща людям инертным, с медлительным темпераментом. Ее причиной
является чрезвычайно узкая сосредоточенность человека на работе, что
вызывает отключение внимания от всего постороннего. При этом виде
рассеянности затормаживается воздействие всех раздражителей, не
относящихся к текущей деятельности. Наблюдается у людей, увлеченных
делом, при глубокой мыслительной работе.

Третий тип невнимательности – наиболее распространенный, это функциональная и возрастная рассеянность,
проявляющаяся в неспособности полностью воспринимать происходящее,
адекватно реагировать на него и последовательно выполнять поставленную
задачу из-за особого состояния организма. То есть ее причины
– изменения в организме, обусловленные переутомлением, недосыпанием,
физической болезнью, опьянением, приемом некоторых лекарств (на вкладыше
к ним написано: «может влиять на способность управлять автомобилем»),
беременностью, а также возрастными изменениями в головном мозге,
связанными со старением организма.
Кроме того, снижение памяти и внимания, которые тесно взаимосвязаны,
часто происходят из-за особого психологического состояния организма: при
депрессии, сильной тревоге, страхе неуспешности, при неврозе,
психологической травме и др.

Что делать? В целом можно
сказать, что поддержание своего организма, регулярный отдых, тренировка
внимания, совершенствование самоконтроля и повышение собственной
заинтересованности в выполняемой работе призваны в максимальной степени
задействовать имеющиеся резервы человека и обеспечить его наиболее
полную реализацию при достижении поставленных целей. Более подробное
рассмотрение этих вопросов – предмет отдельного разговора.

Оставьте комментарий